П.А. ФЛОРЕНСКИЙ о греках времен Помпеи:
«в атмосфере легковесной буржуазности греческих человечков – graeculorum, как их называли современные им римляне, человечков, лишившихся ноуменальной глубины греческого гения и не успевших приобрести величественного размаха, вселенской по обхвату, морально-политической мысли римского народа.»
Источник:
П.А. ФЛОРЕНСКИЙ
ОБРАТНАЯ ПЕРСПЕКТИВА
[ Автор о своей статье:
Настоящая статья была написана в октябре месяце 1919 г. в качестве доклада Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры, но по разным внешним обстоятельствам заслушана не в Комиссии, а в заседании Византийской секции М.И.Х.И.М (Московский Институт Историко-Художественных Изысканий и Музееведения при Российской Академии Истории Материальной Культуры Наркомпроса) 29 октября 1920 года. … в этой статье дается лишь некоторый конкретно-исторический подступ к понятию органической мысли о мире. Автор ничуть не собирается строить теорию обратной перспективы, но хочет лишь с достаточною энергией отметить факт органической мысли – в одной области. ]
Павел Александрович Флоренский (1882-1937) - русский православный священник, богослов, религиозный философ, учёный, изобретатель.
Что имеет в виду автор, когда он пишет про
«человечков, лишившихся ноуменальной глубины греческого гения»:
Человек, по Канту, живет в двух мирах.
С одной стороны, он — феномен, клеточка чувственного мира, существующая по его законам, порой далеким от человечности.
Но, с другой стороны, он — ноумен, существо сверхчувственное, подчиненное идеалу.
[ соответственно: ]
Кант выделяет у человека два характера:
Связаны ли они между собой?
Или интеллигибельный характер есть нечто запредельное, в посюстороннем мире себя не проявляющее?
В том-то и дело, что в поведении человека реализуется связь между двумя характерами.
На этом основана вменяемость человека, его ответственность за свои поступки.
Кант иллюстрирует свою мысль простым примером.
Если человек злостно лжет (ложь для Канта — один из самых страшных пороков [ «Ложь по принуждению можно простить, но не оправдать» ] (GS, Bd. XV, S. 540),
и его ложь вносит замешательство в общество, кто виноват?
Исследуя эмпирический характер, мы можем найти причины данного дурного поступка в плохом воспитании и плохом окружении.
Но хотя мы и полагаем, что поступок определялся этими причинами,
тем не менее мы упрекаем виновника не за влиявшие на него обстоятельства,
мы рассматриваем совершенный проступок сам по себе и указываем на разум как на причину, которая могла и должна была иначе определить поведение человека.
«Поступок приписывается интеллигибельному характеру человека; теперь в тот момент, когда он лжет, вина целиком лежит на нем; стало быть, несмотря на все эмпирические условия поступка, разум был совершенно свободен, и поступок должен считаться только следствием упущения со стороны разума» (Кант И. Указ, соч., т. 3, с. 493.).
Источник:
А. В. ГУЛЫГА. КАНТ СЕГОДНЯ. Вступительная статья к соч.: И. КАНТ. Трактаты и письма. М.: НАУКА, 1980. ]